суббота, 4 сентября 2010 г.

Deest remedii locus ubi, quae vitia fuerunt, mores fiunt.

Продолжить обсуждение предыдущего поста, мне хочется процитировав латинскую пословицу: "Deest remedii locus ubi, quae vitia fuerunt, mores fiunt/Нет места лекарствам там, где то, что считалось пороком, становится обычаем". Не хочется в очередной раз говорить о том, что мы живем в более сложное с точки зрения нравственности время, нежели чем это было раньше, и что люди в наши дни стали более безнравственными. Если мы прислушаемся к древнему латинскому высказыванию приведенному выше, - мы поймем, - нравственный кризис был известен всем поколениям людей. И все же, мне кажется, мы свыкаемся с такими трагедиями как супружеские измены и разводы в христианских семьях. Определенно, это - трагедия нашего времени. "Соль - добрая вещь, но если соль потеряет силу, чем исправить ее?" (Лук. 14:34). Христиане на протяжении всей истории церкви рассматривали себя, как соль, предотвращающую мир от разложения и гниения, но не теряет ли эта "соль" свою силу?
Не хочется чрезмерно морализировать на этот счет, не хочется также и сгущать краски – нам известно масса положительных сторон современного христианства, и, тем не менее, почему то складывается впечатление, что мы сдаем позиции в некоторых вопросах. Возможно, все от того, что мы продолжаем бесконечный спор о том, что есть добро, а что зло, забывая о том, что со времен Адама люди уже более не способны сделать объективное суждение в этом вопросе. С того самого момента, как в лице Адама все человечество отказалось доверять Богу, т.е. принимать истину за истину, мы более не способны давать объективную оценку в том, что есть добро, а что есть зло. Люди видят в каждом зле частицу добра, и в каждом добре частицу зла.
Так и мой знакомый, принявший решение развестись с женой и уйти к другой женщине, видит в своем поступке не только зло – ведь теперь ему известно, что же такое настоящие чувства, кроме всего прочего, пусть он и сделал кого-то несчастным, но все же, кого-то ведь он сделал и счастливым…

1 комментарий:

  1. ЛЮБОВЬ – НЕ ЧУВСТВО
    Любовь – это действие, деятельность. Любовь – не чувство. Очень многие люди, испытывающие чувство любви и даже действующие под диктовку этого чувства, совершают фактически акты не-любви и разрушения. С другой стороны, подлинно любящий человек часто предпринимает любовные и конструктивные действия по отношению к лицу, которое ему явно не симпатично, к которому он в этот момент чувствует не любовь, а скорее отвращение.
    Чувство любви – это эмоция, сопровождающая переживание катексиса. Катексис – это событие или процесс, в результате которого некий объект становится важным для нас. В этот объект мы начинаем вкладывать свою энергию, как если бы он стал частью нас самих; эту связь между нами и объектом мы также называем катексисом.
    Заблуждение относительно любви как чувства возникает из-за того, что мы путаем катексис с любовью. .. Подлинная любовь превосходит катексис. Если любовь есть, то при этом катексис и любовное чувство могут тоже существовать, но их может и не быть. Конечно, легче – даже радостно – любить с катексисом и с чувством любви. Но можно любить и без катексиса и любовного чувства: как раз осуществлением такой возможности и отличается истинная любовь от простого катексиса.
    Влюбленность у супружеских пар рано или поздно проходит; и именно в этот момент, появляется возможность настоящей любви. Именно тогда, когда супруги не желают больше находиться друг с другом беспрерывно, когда время от времени им хочется побыть врозь, – начинается проверка их любви и выясняется, существует эта любовь или нет.
    Ключевым словом для различия является слово "воля". Я определил любовь как волю к расширению собственного Я для того, чтобы питать духовный рост другого человека или собственный. Истинная любовь – преимущественно волевая, а не эмоциональная работа. Человек, который по-настоящему любит, поступает так в силу решения любить. Этот человек взял на себя обязательство быть любящим, независимо от того, присутствует ли любовное чувство. Если оно есть, тем лучше; но если его нет, то решимость любить, воля любить все равно остается и действует. И наоборот, для любящего не только возможно, но и обязательно избегать действий под влиянием любых чувств. Я могу познакомиться с чрезвычайно привлекательной женщиной и испытывать к ней любовное чувство, но, поскольку любовная интрига может разрушить мою семью, я скажу себе вслух или в тишине души: "Похоже, я готов любить вас, но я себе этого не позволю". Мои чувства любви могут быть неисчерпаемыми, но моя способность быть любящим – ограничена. Поэтому я должен выбрать человека, на котором я сосредоточу свою способность любить, на которого я направлю мою волю любить. Истинная любовь – это не чувство, переполняющее нас; это обязывающее, обдуманное решение.
    Вполне очевидно, что в этой тенденции смешивать любовь с чувством любви кроется определенная эгоистическая подоплека: это ведь так легко и красиво – видеть подтверждение любви в собственных чувствах. А искать это подтверждение в собственных действиях – трудно и неприятно. Но поскольку истинная любовь является актом воли, который часто превосходит эфемерные чувства любви, или катексис, то правильнее всего будет сказать: "Любовь есть постольку, поскольку она действует". Любовь и нелюбовь, как добро и зло, – категории объективные, а не чисто субъективные.
    Морган Скотт Пек из книги "НЕПРОТОРЁННАЯ ДОРОГА"

    ОтветитьУдалить